Рыжеволосая муза футуристов: омичам представили портрет Аллы Васильевой работы Давида Бурлюка

17:45
17

При финансовой поддержке правительства региона музей им. Врубеля выкупил эту картину из частной коллекции москвича Юрия Смирнова.

У работы, созданной больше века назад, интересная история, почти детективная. Долгое время считалось, что это портрет сестры Давида Бурлюка — Марианны. Когда выяснилось, что это не так, работу некоторое время именовали «Портретом неизвестной». Но правда была раскрыта благодаря омскому искусствоведу Ирине Девятьяровой.
Она просмотрела большое количество каталогов и монографий, анализировала фотоснимки и связывалась с исследователями. В результате ей удалось восстановить историю картины от первой выставки, на которой её представили публике в марте 1919 года до попадания в частную коллекцию, откуда её и выкупил наш музей им. Врубеля. Сотрудники говорят, что это самое яркое поступление в собрание музея за последние 30 лет.

«Эта работа для нас важна, во-первых, потому, что она была создана в нашем городе знаменитым Давидом Бурлюком, который 1919 году прибыл в Омск, устраивал свои грандиозавры, будоражил общественность. Бурлюк — это такой пассионарий, двигатель художественных процессов. Благодаря ему в Омске появились футуристы «Червонной тройки». Во-вторых, это портрет Аллы Васильевой, которая в то время жила в нашем городе. Портрет был заказан её отцом Фёдором Васильевым. Отрадно, что частица нашей истории снова находится в Омске», — рассказала директор музея им. Врубеля Фарида Шарипова.
Что касается героини портрета — у неё была интересная и трагическая судьба. В юности Аллу Васильеву называли рыжеволосой музой омских футуристов. Но кроме яркой внешности, у неё был и художественный талант. Она училась на живописном отделении омского Худпрома, куда поступила в 1920 году. У эффектной девушки были поклонники, посвящал ей стихи тогда ещё мало кому известный поэт Леонид Мартынов:
… Рыжеокая девушка, белая Алла,
Не забудьте, кончая намеченный путь,
Сквозь окошко вагона свой стан перегнуть,
Удивляясь, как быстро Сибирь убежала…

(Л.Мартынов «Алла»,1921)
В 1921 году Алла Васильева уехала из Омска в Москву. Сначала всё шло хорошо — она окончила ВХУТЕИН, работала в мастерской Д. Н. Кардовского, занималась портретом, оформительским искусством. Была замужем, воспитывала сына. Но в 1938 её муж был арестован и расстрелян за выпуск журнала «Каторга и ссылка». Затем репрессировали и её — как ЧСИР (члена семьи изменника родины). Ребёнка передали под опеку бабушки, а сама Алла отправилась в лагеря.

Найти в музее портрет Аллы Васильевой, на котором она ещё молода, пышет жизнелюбием и радостью, можно в зале, посвящённом искусству рубежа XIX—XX вв.еков. Именно там находился отправившийся сейчас на выставку в Третьяковку триптих Михаила Врубеля «Цветы». Освободилась целая стена, которую сейчас заполнили работы Явленского, Коровина, Виноградова, Денисова. Кстати, у последнего автора есть замечательное полотно «Саломея», которое находится в коллекции музея им. Врубеля, но ещё ни разу не выставлялось.

«Это в наших планах, — поделилась Фарида Буреева. — Сейчас «Саломея» прошла реставрацию и скоро мы представим её публике. На мой взгляд, она прекрасна. Но у кого-то, думаю, может вызвать и другие чувства.Я считаю, это обязательно надо показывать», — интригующе завершила она.

Текст и фото: Наталья Семенова.

По теме: В фургоне с климат-контролем и под вооружённой охраной из Омска увезут работы Михаила Врубеля
Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей
Подписаться на канал Яндекс.Дзен
Подписаться на канал ТелеграмИсточник: https://12-kanal.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...