4. Олег Фрейдин: «Облик города. Гаражное море или жизнь на парковке»

21:05
18
4. Олег Фрейдин: «Облик города. Гаражное море или жизнь на парковке»
О проблеме гаражей, парковок, автомобилей в городе говорим давно и безрезультатно. Сегодня даже можно сказать, что не продали «родину», а отдали её (и родную землю в придачу) гаражу и автомобилю. Отдали, практически, без сопротивления.

Сегодня хочу добрым словом вспомнить недавно ушедшего от нас Евгения Ивановича Зоммера. Евгений Иванович, после переезда из Казахстана долгое время проработал заместителем Главного архитектора Омска.

В Новосибирском инженерно-строительном институте, который мы оба закончили, я не был с ним знаком близко, он учился старше. В Омске мы тоже не так много общались по работе. Тем не менее, могу сказать, что с его стороны это всегда было доброжелательное, уважительное, спокойное, разумное и главное профессиональное общение, вызывающее уважение. Архитекторы-практики не всегда должным образом относятся к архитекторам-чиновникам, но в отношении Евгения Ивановича, думаю, выскажу общее мнение омского профессионального цеха, отношение было всегда уважительное, потому что человек был «на своём месте».

Мои искренние соболезнования родным и близким. Светлая память.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В легендарном советском фильме Эльдара Рязанова герой Георгия Буркова заявляет: «…я родину продал за гараж…». Рядом сидевшие участники собрания после этих слов дружно отодвинулись. И хотя далее выясняется, что герой всего лишь продал свой дом в деревне, чтобы вступить в гаражный кооператив, как говориться, осадок у присутствующих остался.

О проблеме гаражей, парковок, автомобилей в городе говорим давно и безрезультатно. Сегодня даже можно сказать, что не продали «родину», а отдали её (и родную землю в придачу) гаражу и автомобилю. Отдали, практически, без сопротивления.

Если вы захотите сфотографировать какое-нибудь здание в городе, или своих друзей на его фоне, то, как правило, на первом и остальных планах окажется он, победитель — автомобиль.

ул. 8-я Линия

О засилье автомобилей, парковок и гаражей для них исписаны тонны бумаги (и вырублены гектары лесов), но проблема, в частности, в нашем городе, кардинально не решается. По некоторым участкам город добивается выноса или переноса гаражей. Застройщики, также, с большим трудом расчищают площадки под строительство. Но доля таких территорий ничтожно мала. Может быть, какой-то толчок дадут материалы недавно утверждённого генерального плана, в котором заложены довольно прогрессивные решения — жизнь покажет, хотя я в этом плане пессимист. Для того, чтобы положения генплана хотя бы частично реализовались, необходима консолидация всего городского сообщества и принятие, зачастую, не очень популярных градостроительных решений.

Попробую высказать свою точку зрения на эту проблему в этой публикации, которую озаглавил:

ГАРАЖНОЕ МОРЕ ИЛИ ЖИЗНЬ НА ПАРКОВКЕ. ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО?

В поздние советские, а особенно, в перестроечные и постперестроечные времена обладание личным автомобилем стало более доступным. А учитывая непростую криминальную обстановку 90-х и начала 2000-х, наличие хорошо укреплённого гаража стало необходимостью. Всеми правдами и неправдами граждане стали обзаводиться гаражами. До того единичные металлические коробки во дворах стали обрастать бетонными и кирпичными сооружениями. По просьбе граждан, администрацией города выделялись земли под гаражные кооперативы, которые быстро и хаотично начали застраиваться.

Социологи заговорили о гаражной субкультуре, экономисты — о гаражной экономике.

Последние 15-20 лет рост автомобилизации населения идёт интенсивно, и всё больше и больше автомобилей хранится «на земле» — во дворах и вдоль проезжих частей, на пустырях и в зелёных массивах, на легальных и не очень наземных парковках. Застройщики любыми способами пытаются уйти от возведения современных подземных и наземных многоуровневых паркингов. В результате мы и наши дети проводим свою жизнь на парковке или в «гаражном море». Практически каждый омич из окна своей квартиры (может за исключением частного сектора) видит или парковку во дворе, или разномастные гаражи. Хотя, тут же нужно признать, что автомобиль (иногда не один) имеется во многих омских семьях.

ул. 8-я Линия

А какую часть площади города сегодня занимают места хранения автомобилей? (учитывая, что многоэтажные и подземные паркинги скорее исключение).

Не претендуя на абсолютную точность, провёл небольшие расчёты:

Кол-во жителей в городе на сегодня — 1 млн. 150т. (ТЭП генплана) Уровень автомобилизации в Омске — около 300 авто/1000 жителей Кол-во легковых автомобилей в Омске — около 345 тыс. Примерная площадь, занимаемая одним автомобилем (учитывая проезды в гаражных кооперативах, проходы и проезды на парковках) — 30 м. кв.

Таким образом, площадь занимаемая местами хранения автомобилей в Омске примерно 10,35 млн. кв. м.

Площадь города составляет 583 млн. кв. м. (ТЭП генплана)

в Нефтяниках

в жилой застройке в Нефтяниках

От площади города гаражи и парковки составляют всего 1,77%. Вроде немного. (Хотя по тем же ТЭП «Зона озеленённых территорий общего пользования — лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса — 1,1%, на расчётный срок, было бы хорошо, — 2,9%).

Но, если учесть, что парковки и гаражи находятся, как правило, вблизи жилой застройки и общественно-деловых зон (или внутри них), площадь которых (без частного сектора, где машины стоят на собственных земельных участках) составляет порядка 53,6 млн. м. кв.(9,2% территории города — ТЭП генплана), то уже от этой площади машины занимают 13,5% (здесь я допустил, что в частном секторе хранится порядка 30% автомобилей).

Т.е, примерно от 10-и до 15% от территории жилой (кроме частной) и общественной застройки занимают места для хранения 70-и процентов автомобилей Омска.(Этих цифр нет в технико-экономических показателях генплана, там есть общие цифры на транспортную инфраструктуру, т. е. вместе с дорогами и проездами) Для примера: Если у вас квартира площадью 60 м. кв., то от 6-и до 9-и квадратных метров (ванная или небольшая детская) постоянно чем-то занято. Может быть чем-то вашим, а может быть и чем-то соседским.

двор на ЛБИ

Оговорюсь сразу, что и моя машина стоит на улице — так что и по личному опыту говорю. Конечно, это удобно (и многие меня поддержат). Автомобиль значительно расширяет рамки личной свободы, свободы передвижения.

Но как горожанин, я задаюсь вопросом — правильно ли это? Ведь на этом месте могло бы расти дерево, стоять скамейка для отдыха, да мало ли что, более полезное, чем стоящий неподвижно автомобиль. (Причём ночью он стоит у дома, а днём у работы, если работа напрямую не связана с частыми передвижениями по городу). А если смотреть в масштабах города, то, может, добавилось бы пусть не 15%, но 5-7% зелени, детских и спортивных площадок или чего-то полезного в жилой застройке на этих местах?

Что же делать?

изумрудный берег

Не буду подробно останавливаться на общемировых трендах решения транспортных проблем в городах, широко описанных в специальной литературе (пример: Вукан Р.Вучич «Транспорт в городах, удобных для жизни», и др. издания). Конечно, по этим направлениям (развитие общественного транспорта, уменьшение доли автомобилизации, невыгодность обладания личным автотранспортом и развитие каршеринга и т. п.) надо двигаться или, по крайней мере, начинать движение.

Хотя, очень боюсь, что пока несколько поколений россиян не «насладятся» обладанием личного авто и, пока, как поёт Ю.Шевчук, «не закончатся нефть и газ», все эти «модные» европейские штуки, типа «зелёных» технологий, «умных» городов, «умных» дорог, беспилотного электрического общественного транспорта и всяких других экологических нововведений будут долго и с большим трудом завоёвывать наши города.

как-то так

краснофлотская

Проблема город-автомобиль очень сложная и комплексная. Оптимально и окончательно её решить практически невозможно. Но если двигаться в правильном направлении, то можно значительно улучшить ситуацию.

Попробую сформулировать несколько предложений, (наверное, не очень, или совсем непопулярных), которые можно было бы реализовать в ближайшие 5-10 лет непосредственно «на земле».

1. Первая мысль совсем «крамольная» — все места хранения личного автотранспорта в городе должны быть платными. (оговорюсь — кроме автомобилей, стоящих на собственных земельных участках в частном секторе или в коттеджных посёлках — там уплачивается земельный налог). Независимо от того, где вы храните автомобиль дома и на работе. С гаражными кооперативами, отдельными легальными гаражами и оформленными в аренду наземными парковками понятнее — они вносят арендную плату за землю или тот же земельный налог (предложения по гаражам чуть позже).

Предложение касается в основном автомобилей, заполонивших (кстати, полон по-украински — плен) дворы, придомовые территории, обочины дорог и проездов, пустыри, а часто и газоны и озеленённые участки, а также размещённых на наземных неорганизованных парковках.

ул. Волгоградская

Естественно, подобное решение — это общественный гражданский договор, который должен приниматься, возможно, на общегородском референдуме, после глубокой проработки и детального обсуждения. Заметьте, я не говорю здесь об административном решении.

Вопросы: — какой должна быть оплата? — куда пойдут собранные средства? — как администрировать (собирать)?

На эти вопросы я могу ответить пока только очень примерно, т. к. не являюсь специалистом в фискальной и бюджетной областях. Но может быть, именно, как дилетант, смогу что-то предложить.

Оплата (парковочный сбор) должна быть дифференцированной, от 0.000 до суммы N в зависимости от многих критериев — категории граждан, места расположения, времени хранения и т. п. (Например, если инвалид или пенсионер оставляет машину на ночь во дворе, то оплата 0.000.)

Собранные средства могут аккумулироваться в некоем общественном фонде (НКО), созданном специально для этих целей. А, может быть, сбор будет администрироваться на уровне ТСЖ, управляющих компаний или окружных администраций — здесь необходимо разрабатывать методику и положение.

Непременное условие — прозрачность и отчётность сбора и расходования средств. Расходоваться средства должны целевым образом только на благоустройство (в т. ч. и парковочных мест) и озеленение жилых и общественных территорий. Парковочный сбор должен касаться и организаций и предприятий, если автомобили сотрудников или посетителей паркуются вне собственного земельного участка.

Администрировать данное мероприятие удобнее всего было бы через специально разработанное городское приложение. Сбор с одной стороны не должен быть обременительным для любой категории омичей, но с другой стороны может повысить ответственность по отношению к городской среде. И должен быть сознательным. Естественно если люди увидят результаты от вложения этих средств. Понимаю, что пока вопросов по отношению к этой идее больше, чем ответов, и далеко не всё можно описать в данном формате, но может всё-таки стоит попробовать рассмотреть это предложение.

Объём собранных средств (с учётом тех же непопулярных платных почасовых парковок в центре города) может быть немаленьким. Например, при месячной средней оплате 300 руб. от, пусть 250 тыс. машин (вычел 30% частного сектора) и при коэф. «дом-работа» 1,5, в год можно собрать до 1,5 млд. руб.

Решит ли это проблему запаркованности? Нет. Проблема может решаться только комплексно. Но могут появиться дополнительные средства на благоустройство, в т. ч. и тех же парковочных мест, и возможно, меньше машин будет «разбросано» по газонам и детским площадкам.

2. Второе предложение касается гаражных кооперативов, легальных и нелегальных гаражных сообществ.

Здесь, на мой взгляд, необходимо разработать и реализовать программу регенерации гаражных территорий, с целью интенсификации использования земельных участков. Для этого в первую очередь нужно провести инвентаризацию земельных участков, чтобы понять, какой процент гаражей используется по назначению, (не секрет, что какая-то, по моим ощущениям, немалая часть используется в качестве складских, производственных и иного назначения помещений. В исследовании, в материалах генерального плана сказано, что гаражи, находящиеся на расстоянии до 250 метров от жилья используются на 50-70%, а находящиеся на расстоянии до 800 метров — всего лишь на 10%), каковы резервы площадей, есть ли возможность размещения на данном участке многоуровневых паркингов. Параллельно необходимо проверить состояние арендных договоров и оплаты по ним, соответствуют ли они современному законодательству и кадастровой оценке, проверить правоустанавливающие документы.

Эту кропотливую работу можно провести на уровне окружных комиссий.

Затем, приступая к реконструктивным мероприятиям, город мог бы субсидировать постепенное замещение одноэтажных гаражей многоуровневыми паркингами (открытыми и закрытыми) на освободившихся территориях, с целью частичного возвращения в оборот городских земель и возврата затраченных средств от арендных платежей.

парк 300-летия

Как правило, личный гараж это не только место хранения автомобиля и сменных колёс, но и место хранения продуктовых запасов (погреб) и других «необходимых?» в хозяйстве вещей. Технически, вполне возможно предусмотреть данные опции в проектах паркингов. Что же касается мелкого бизнеса («гаражная экономика») и определённой среды общения(«гаражная субкультура»), то это тоже можно было бы предусмотреть проектом — организация в части первых этажей СТО, моек, небольших автомагазинов, а также помещений для общения или просмотра спортивных передач. Цель — сохраняя сам функционал территории, перевести его в более цивилизованную современную и комфортную форму.

И последнее, относительно городской политики в сфере парковочной и гаражной проблематики.

К сожалению, в материалах утверждённого генерального плана этому вопросу посвящено совсем немного места (Материалы обоснования. Том 4. Глава 2.1.6. Объекты транспортной инфраструктуры). После количественного анализа следует малоёмкий вывод: «Для решения проблем запаркованности дворов необходимо на этапе согласования проектов строительства объектов учитывать высокий уровень автомобилизации и уровень дохода населения, нежелающего покупать гаражное место». Возможно, в процессе дальнейшей работы над проектами планировки этот вопрос будет освещён более детально.

Тем не менее, нужно констатировать, что на сегодня понятной градостроительной политики в этой сфере нет.

на Масленникова

Отмечу два направления, по которым, на мой взгляд, можно было бы двигаться:

— разработать схему зонирования городской территории и регламенты применения тех или иных типов парковочных пространств (или их соотношений) при новом строительстве или комплексной реконструкции территории. Например, на наиболее плотно застроенных жилых и общественных территориях (центр, Нефтяники, Водники, прибрежные территории) применять только подземные и наземные многоуровневые закрытые паркинги и т. д. При этом необходимо разработать набор экономических стимулов для застройщиков, учитывая сравнительно низкую цену жилья в Омске и с целью снижения себестоимости строительства современных паркингов.

на Андриянова

Сейчас многие застройщики обходят требования градостроительных нормативов разными способами, в т. ч. предоставляя в экспертизу сомнительные справки о наличии парковок в радиусе 800 метров от строящегося объекта. А в результате все дворы и придомовые территории заставлены машинами.

серебрянный берег

— город может на основе муниципально-частного партнёрства, или через МУПы организовать строительство современных паркингов для общего пользования на муниципальных землях, обеспечивая возврат средств через арендные платежи.

Например, в своей архитектурной практике мы рассматривали площадки на Бударина, в Больничном переулке, по ул. Тарской, по ул. Музейная под строительство подземных и наземных современных паркингов, обеспечивающих большую часть потребности центра в парковочных местах.

Административные меры к нарушителям парковки разработаны и действуют. Сам пару раз вызволял машину с штрафстоянки и уплачивал штраф за неправильную парковку в центре — по незнанию. Но если бы была предложена альтернатива в виде общественного паркинга, то и штрафа не было и город бы заработал.

Формат данной публикации не позволяет полностью представить варианты решения проблемы. Да я и не брал на себя подобную роль.

Ещё раз скажу, что решение сложное и комплексное. И заниматься этим должен не один десяток специалистов в различных областях градостроительной и управленческой деятельности. Но если срочно не начать этого делать, то в ближайшие десятилетия альтернативы жизни на парковке в гаражном море не будет.

Вместо послесловия один «любительский» совет автомобилистам:

Проведите сравнительный расчёт затрат на годовое содержание личного автомобиля и ежедневного, включая выходные, использования такси из расчёта, например 400 руб./день, (я уж не говорю об использовании общественного транспорта).

Выводы делайте сами.

Источник: http://bk55.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...