«Подготовка ребенка к первому классу – это не покупка одежды и ранца»

16:40
18

В этом году в первый класс пойдут более 15 тыс. юных жителей Омской области. Что необходимо знать и уметь детям для адаптации в школе, рассказали психолог, учитель начальных классов и многодетная мама.

Пресс-конференция, посвященная поступлению детей в первый класс и их подготовке к школе, прошла 21 июля в Доме журналиста. Участие в ней приняли директор областного Центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Орлова, учитель начальных классов школы № 24 Светлана Чупахина и Наталья Зигунова, мама восьмерых детей, младший из которых в этом году идет в первый класс.

«Подготовка ребенка к школе — это целый комплекс разных умений и навыков, которые должны гармонировать друг с другом. Зачастую специалисты и родители понимают однобоко этот вопрос, делая акцент только на знания. Очень мало, к сожалению, сегодня уделяется внимания коммуникативной, эмоционально-волевой готовности ребенка, которая складывается на протяжении всей его жизни до поступления в первый класс. Это общение со сверстниками, взрослыми, игры», – отметила Екатерина Орлова.

По ее словам, главным в психологически грамотной подготовке ребенка к школе является формирование в дошкольном возрасте игровой деятельности. Именно в игре ребенок учится соблюдать правила, договариваться, общаться со сверстниками, выстраивать коммуникации и взаимодействия.

Кроме того, при поступлении в первый класс дети должны знать правила поведения в общественных местах и на улице, добавила учитель начальных классов школы № 24 Светлана Чупахина.

«Школа – это уже другая территория, где есть свои правила. Что касается знаний, по моему опыту, ребенок должен элементарно знать о себе, о родителях, иметь базовые навыки счета и самое главное – развитую речь», – подчеркнула педагог, добавив, что также важна усидчивость первоклассника, чтобы он находился за партой в течение урока.

Для первоклашек важнее не знание английского языка, счета, умение писать и читать, а социальные навыки и самостоятельность, отмечает Екатерина Орлова. Ребенок должен уметь самостоятельно переодеваться, переобуваться, если необходимо, обратиться к учителю, взаимодействовать с детьми.

По мнению педагога Светланы Чупахиной, нет необходимости обучать дошкольников скорочтению и быстрому счету, которые сейчас популярны. Например, как показывает ее опыт, дети с навыками скорочтения не могут понять смысл текста.

«Первое, о чем не должны забывать родители, что подготовка ребенка к школе – это не покупка одежды и ранца. Это планомерная работа, которая складывается из всего предшествующего года. Дошкольник, который ходит в детский сад, максимально приближен к тому режиму дня, расписанию, которые его ожидают в первом классе», – обратила внимание Екатерина Орлова.

Родителям детей, которые не посещают дошкольные учреждения, психологи советуют задуматься о дополнительных формах взаимодействия детей, чтобы им было легче адаптироваться. Если родители решили отдать ребенка на подготовку, лучше выбрать школу, в которую он поступит.

«Сегодня очень часто проблема первоклашек, да и детей во втором и третьем классах заключается в том, что ребенок умеет читать, писать, считать, но он не может учиться. Поэтому, говоря о грамотной подготовке ребенка к школе, нужно научить его учиться», – считает руководитель центра.

При этом заставлять ребенка не надо, это вызовет только протест. Интерес к чтению, например, можно вызвать совместным времяпрепровождением за книгой. Если родители, бабушки и дедушки не читают, логично, что и у ребенка не будет желания.

В целом желание к учебе во много зависит от семьи. Если родители сразу настроены негативно к школе, говорят об этом при ребенке, обсуждают учителя, такой настрой перейдет и к первокласснику, что приведет к его дезадаптации.

Вступительных испытаний для поступления в первый класс по закону в нашей стране нет. Поэтому основанием для отказа в приеме первоклассника, если он закреплен за территорией, где располагается школа и в ней есть свободные места, результаты испытаний быть не могут. Но в ряде омских гимназий и лицеев проводятся вступительные испытания, таким образом там пытаются сократить поток желающих поступить.

Отношение семьи к поступлению ребенка в школу должно быть адекватным. Порой родители впадают в крайности – одни не хотят учитывать изменений и увеличенной нагрузки на первоклашку, новой социальной ситуации для него, другие, наоборот, гиперболизируют, делают из этого событие огромного масштаба, что тоже мешает адаптироваться ребенку.

Чтобы понять степень готовности ребенка к школе и его родителей, можно обратиться за консультацией к специалистам. Бесплатно на вопросы родителей ответят в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

Своим опытом поделилась и многодетная мама Наталья Зигунова. По ее мнению, начальная школа должна быть все-таки в шаговой доступности, чтобы ребенок мог сам прийти домой, если что. Также важен выбор учителя, чтобы педагог мог найти с ребенком общий язык. В процессе обучения нельзя сравнивать детей с другими, с собой в детстве, считает Наталья, и уж тем более ругать за оценки.

Учитель начальных классов напоминает, что в первом классе по закону нет балльной системы, оценок и домашних заданий. Первый год обучения проходит в легкой форме с игрой и викторинам, все направлено на адаптацию детей. В первом классе родители большие помощники учителей.

Источник: http://omskregion.info

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...