Почему не надо бояться аутистов и как обычные люди могут им помочь, рассказала омский психолог и кан

14:05
7
Почему не надо бояться аутистов и как обычные люди могут им помочь, рассказала омский психолог и кан
Мы пообщались с ней в преддверии Всемирного дня распространения информации об аутизме. Он отмечается 2 апреля.

— Юлия, ваш центр зоотерапии «Дверь в лето» работает в Омске уже пять лет. Как часто вам приходится иметь дело с аутистами?
— Таких детишек у нас примерно треть, это довольно много. Хотя есть проблема некой гипердиагностичности, то есть диагноз этот реально есть не у всех детей, которым его поставили. К счастью, сейчас людям с аутизмом научились помогать. Практика показывает, что они могут учиться новому, приспосабливаться к жизни в обществе.
— В чем главная проблема аутизма?
— Таким людям сложно создавать социальные связи. Им нелегко понять мотивы других, от них ускользает контекст социальной ситуации. Но при поддержке они могут социализироваться. День распространения информации об аутизме как раз должен помочь развенчать мифы об этом заболевании.
— Говорят, что люди с аутизмом — на самом деле, гении. Это миф?
— Исследования говорят, что процент гениев среди аутистов в среднем такой же, как среди других людей. Есть ещё миф, что они опасны, агрессивны и необучаемы. Но это не так. Дело в том, что резкие звуки, вспышки света и тому подобное, могут испугать аутиста, он начнёт кричать, жестикулировать. Это ошибочно принимают за агрессию. На самом деле ему просто страшно, и он не знает, как по-другому это показать. Чтобы не навредить, надо владеть информацией о заболевании.
Был у нас в Омске такой случай: для особых детей организовали поход на концерт. Когда свет погас, то один из мальчиков с аутизмом начал кричать. Мама знала, как решать эту проблему, она могла бы справиться за минуту, но ситуацию усугубили служители театра, которые принялись обвинять женщину, что у неё невоспитанный сын, не понимая, что воспитание тут ни при чём.

Если вы видите где-то в городе, что ребёнок ведёт себя громко и рядом с ним нет сопровождающего, возможно, это аутист, и он потерялся. Не надо пытаться обнять его, он может испугаться ещё больше. Нужно сохранять дистанцию и вызвать помощь. Такие дети часто теряются, так как им сложно осознавать, что происходит, сложно ориентироваться, а сказать, где живут, они обычно не могут.
— Аутисты не умеют говорить?
— Не все они могут этому научиться. У нас бывали случаи, когда ребёнок именно на занятии говорил своё первое слово. Иногда это была кличка любимого животного.
—Почему вы в своей работе с особыми детьми используете именно канис-терапию?
— У нас в центре работают психолог, специалист по физической культуре и арт-терапевт. А собаки — наши помощники, партнёры. Собака всегда вызывает у ребёнка интерес, помогает нам наладить контакт с ним. Ребенок может соревноваться с собакой в освоении каких-то умений, может просто обнимать её, чтобы успокоиться. Иногда собака становится участником сюжетной игры, можно использовать её как снаряд для гимнастики, можно с ней танцевать.
— А собаки не возмущаются?
— Все наши собаки проходят двухступенчатое тестирование, стажировку, обучение и аттестацию. Мы должны быть уверены, что они никого не обидят. Порода для такой работы не важна, но по характеру больше всего для канис-терапии подходят золотистый ретривер и лабрадор. Хотя была у нас и дворняжка, которая прошла аттестацию. Сейчас она уехала в Германию с хозяевами. Владелец собаки на занятии всегда находится рядом, помогает психологу. Всего у нас аттестовано около 20 собак.

У истоков канис-терапии в Омске стояла моя собака Дора, золотистый ретривер. Она очень умная, а главная её особенность — она любит людей. Всех. Сейчас ей уже 9 лет, солидный возраст, но ей по-прежнему очень нравиться работать, мы ездим иногда в детские дома, в дома престарелых. Многие говорят, что, когда она только села рядом, уже становится легче. Также я работаю со своим Арни, это японский шпиц. Он очень весёлый, никто его не боится, поэтому беру его на первые занятия. Он обожает маленьких детей, вылизывает их. И они его любят, стараются выполнять задания, когда он рядом.

— Какого прогресса в развитии детей вам удаётся добиться?
— Это зависит каждый раз от конкретной ситуации. Достижением может быть, что ребёнок в первый раз посмотрел другому человеку в глаза, начал играть с кем-то, начал понимать, что ему говорят. Если верить и заниматься, то обязательно будут улучшения. Прогресс может наступать медленно, но он обязательно будет.
— Я знаю, что вы собираетесь провести в честь Дня распространения информации об аутизме интересную акцию. Расскажите о ней.
— Это будет шествие собак в синих шарфиках. Синий — цвет поддержки людей с аутизмом. 3 апреля в 15 часов мы встречаемся у главного входа в парк им. 30-летия ВЛКСМ. Прогуляемся по аллеям, будем отвечать на вопросы, раздавать листовки. С собаками можно будет сфотографироваться. Приглашаем присоединиться к нашей акции всех желающих.

Текст: Наталья Семенова.

Фото предоставлены Юлией Стрельской.
Понравилась статья? Тогда подпишись на наш канал Яндекс.Дзен и получай больше интересных рекомендацийИсточник: https://12-kanal.ru

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...